Организации питания детей в ГУО «Детский сад №6 г.Ошмяны» уделяется огромное внимание, так как правильное питание обеспечивает нормальный рост, развитие детей дошкольного возраста, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для активной адаптации к окружающей среде.
Для организации качественного сбалансированного питания в дошкольном учреждении созданы все необходимые условия. Продукты питания поставляются в дошкольное учреждение согласно поданных заявок.
Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами, за санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов контролирует заведующий, медицинская сестра и совет по питанию.
В ГУО «Детский сад №6 г.Ошмяны» организовано трехразовое питание на основе примерного весенне-летнего, осеннее-зимнего десятидневного меню для детей ясельного и садовского возрастов. Для санаторной группы организовано четырёхразовое питание на на основе примерного весенне-летнего, осеннее-зимнего десятидневного меню.
Для информации родителей вывешивается ежедневно меню, утвержденное заведующим и подписанное медсестрой. Для помощников воспитателей вывешена информация: график выдачи готовой продукции, норма порций – объем пищи в граммах для детей в соответствии с возрастом.
Выдача пищи производится согласно графику, прием пищи организуется в соответствии с расписанием жизнедеятельности детей.
Методическая деятельность по организации здорового питания направлена на повышение квалификации всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогического коллектива, медицинского персонала, поваров и родителей. В учреждении идет широкомасштабная работа по формированию культуры питания — информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, контрольно-диагностическая. Для этого используются различные формы работы: педагогические советы, консультации, просмотры видеороликов, беседы, открытые занятия, семинары, практикумы, круглые столы. В дошкольном учреждении создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют соответствующую маркировку.
Воспитатели дошкольного образования осуществляют руководство питанием детей: следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Для дошкольников при приеме пищи используются потешки, четырехстишия и другие поощряющие формы. Педагоги всех возрастных групп создали картотеки блюд, которые используют во время организации питания.
В группах организована работа дежурных, у детей сформированы навыки сервировки стола. В каждой возрастной группе имеется уголок дежурных. Питание детей — это одна из главных составляющих в работе дошкольного учреждения. Воспитатели дошкольного учреждения проводят систематическую работу с родителями по вопросам детского питания.
На родительских собраниях родителям рассказывают о значении правильного питания для здоровья и физического развития детей. В родительских уголках организуются выставки, освещающие вопросы питания, правильность составления меню, приготовления пищи.
Об организации диетического питания в учреждении дошкольного образования
Лечебное, или диетическое питание – это патогенетически обоснованное питание детей при острых и хронических заболеваниях на всех этапах, от обострения до ремиссии включительно.
Основными принципами диетического питания являются:
- полное обеспечение организма белками, жирами, углеводами, а также незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы) в разных соотношениях;
- соответствие химической структуры пищевых продуктов функциональному состоянию ферментных систем организма пациента;
- щажение поврежденных болезнью ферментных систем организма пациента путем введения или, напротив, исключения каких-либо специфических факторов питания;
- адаптация кратности приема пищи и ее кулинарной обработки к особенностям нарушения функции системы пищеварения;
- последовательный переход от щадящих рационов питания к более расширенным;
- сочетание в необходимых случаях различных способов введения пищи (питательных веществ).
Таким образом, целью диетического питания является не только щадящее питание и предоставление относительного покоя поврежденным болезнью органам и системам, но и восстановление их нормального функционирования.
Основным принципом построения рационов диетического питания (лечебных диет) является строгое соответствие количества и качества пищевых веществ принятой пищи действительным потребностям больного организма.
Для этого в формулу сбалансированного питания здорового человека вносятся те или иные изменения, обусловленные характером заболевания.
В соответствии с действующими техническими нормативно-правовыми актами прием воспитанников в дошкольное учреждение должен осуществляться по предоставлению справки о состоянии здоровья ребенка (форма 1 здр/у-06), выданной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Данная справка помимо сведений о состоянии здоровья ребенка содержит рекомендации врача по режиму питания, аллергологический анамнез, иные рекомендации. Коррекция рациона питания таких детей производится в соответствии с рекомендациями врача, о том какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять. В учреждении дошкольного образования медицинским работником составляется список детей, находящихся на индивидуальном питании (диете), в соответствии с рекомендациями врача. Список находится у медицинской сестры, на пищеблоке и в групповой ячейке.
При составлении дневного рациона для детей, получающих индивидуальное питание, допускается отклонение от установленных Норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом их замены в соответствии с рекомендациями врача дошкольного учреждения (врача-педиатра участкового).